21 сентября 2021 г.

Социально-экономическое развитие моногородов Урала


Программа мероприятия (.pdf)

21 сентября 2021 г. в Институте демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН в смешанном формате состоялся научно-практический семинар на тему "Социально-экономическое развитие моногородов Урала". На семинаре рассматривались промежуточные итоги реализации проекта РФФИ "Социально-экономическая стабильность и демографическое положение моногородов Уральского федерального округа (Урало-Сибирского макрорегиона): моделирование сценариев развития" (руководитель В.А. Безвербный) и актуальные проблемы развития моногородов Российской Федерации.

Семинар открыл директор ИДИ ФНИСЦ РАН, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор С.В. Рязанцев, который также отметив высокую значимость исследований социально-экономических и демографических проблем развития городов и регионов России. Семинар продолжили доклады младших научных сотрудников ИДИ ФНИСЦ РАН Т.Р. Мирязова и О.О. Смирнова, а также ведущего научного сотрудника, кандидата политических наук М.В. Фомина, старшего научного сотрудника, кандидата географических наук Н.Ю. Микрюкова. В научных докладах был дан статистический и социологический анализ текущего положения моногородов Уральского Федерального округа (Урало-Сибирского макрорегиона).

Исследование сотрудниками ИДИ ФНИСЦ РАН демографической и социально-экономической ситуации в монопрофильных городах Уральского федерального округа показало, что во всех моногородах имеет место естественная и миграционная убыль населения (по показателю внутрироссийской миграции). Каждый из них охвачен процессами депопуляции на протяжении многих лет. При этом естественная убыль усиливается во всех моногородах вследствие продолжающегося старения населения, отъезда молодёжи. Даже такой крупный город, как Первоуральск с населением более 100 тыс. чел., находящийся в 45 км от города-миллионника Екатеринбурга, с 2013 г. находится в состоянии всё более усиливающегося оттока населения. Наиболее выраженные тенденции естественной и миграционной убыли населения наблюдаются в металлургических моногородах Челябинской области (г. Верхний Уфалей, г. Бакал, г. Карабаш), а также в малых моногородах Северного Урала (г. Волчанск, г. Североуральск). Если в г. Карабаше миграционный отток может быть объясним в том числе экологическими причинами, то в г. Верхнем Уфалее усиливающаяся миграционная и естественная убыль возможно связана с полной остановкой градообразующего предприятия. В городах Краснотурьинске и Североуральске наблюдается явление замещающей миграции из стран СНГ.

По промежуточным данным социологического исследования и статистического анализа причиной миграционного оттока населения из моногородов является: низкий уровень заработной платы, низкий уровень развития социальной сферы (в особенности образования и здравоохранения), сложная экологическая ситуация, структурная безработица и низкий уровень развития городской среды.

В ходе семинара обсуждались вопросы привлечения дополнительных инвестиций в моногорода, сотрудничества государства и частного сектора, создания новых рабочих мест, благоустройства городской инфраструктуры и предотвращения оттока молодёжи. Развитие туристической отрасли рассматривалось как один из факторов стабилизации и устойчивого развития моногородов.

Научная дискуссия о различиях в условиях развития моногородов Урала, Дальнего Востока и Камчатки, о сценарных особенностях решения непростых проблем моногородов вызвала бурный интерес у участников семинара и их активное включение в обсуждаемые вопросы.

В обсуждении приняла участие представитель издательства "Русское слово" Хмайра Загладина, кандидат исторических наук, руководитель Центра социализации, воспитания и дополнительного образования издательства, член Научного совета по воспитанию РАО, член Координационного совета при Общественной палате РФ по развитию добровольчества, научный руководитель сети инновационных площадок, которая считает, что ""оживление" моногородов России, в которых проживают большое количество россиян и, конечно, молодёжи необходимо рассматривать в контексте образовательной политики".