14 октября 2021 г.

Цифровая повестка ЕАЭС: проблемы и перспективы


Информационное письмо (.pdf)

Программа мероприятия (.pdf)

14 октября 2021 г. состоялся научно-практический онлайн-семинар на тему "Цифровая повестка ЕАЭС: проблемы и перспективы", организаторами которого стали Отдел правового обеспечения социально-демографических процессов Института демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН, Российско-китайский центр сравнительного правоведения Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне (Шэньчжэнь, КНР) и Высшая школа государственного аудита (факультет) МГУ им. М.В. Ломоносова. Модератором мероприятия выступила доцент ВШГА МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук Е.А Шапкина.

Семинар открыл председатель Учёного совета, Первый проректор Университета "МГУ-ППИ в Шэньчжэне", заведующий Отделом правового обеспечения социально-демографических процессов ИДИ ФНИСЦ РАН, доктор юридических наук, профессор С.М. Шахрай. В своём научном докладе на тему "Сопряжение проектов ЕАЭС и "Один пояс – Один путь": цифровые пределы" (смотреть доклад) он проанализировал многомерное "пространство рисков", в котором развиваются формально позитивные процессы цифровой интеграции государств-участников различных интеграционных объединений. Докладчик отметил, что цифровизация – это "мягкая сила" в современной политике: "Кто задаёт стандарты и форматы, чья модель лежит в основе цифровой интеграции, тот – главный в объединении, что бы ни говорили о равенстве прав интегрирующихся субъектов и принятии решений консенсусом". Комментируя замедление темпов реализации проектов в рамках Цифровой повестки ЕАЭС, С.М. Шахрай сделал вывод о том, что "в этой медлительности есть своя польза, потому что при наличии разрывов и дисбалансов в уровне цифрового развития стран-участниц, по факту происходит не сопряжение, не цифровая интеграция, а цифровое "поглощение". Причём, если в рамках ЕАЭС страны-участницы опасаются цифрового доминирования со стороны России, то в случае неподготовленного "сопряжения" с Цифровым шёлковым путём, неизбежным будет поглощение со стороны Китая".

В качестве специальных политических и правовых механизмов, необходимых для создания атмосферы доверия и защиты цифрового суверенитета стран-участниц интеграционных процессов, С.М. Шахрай предложил закрепить в документах ЕАЭС право государств на "цифровую сецессию", а также обратить особое внимание на развитие "платформ переходов", на которых должно происходить сопряжение различных национальных цифровых стандартов (по аналогии с сопряжением железнодорожных путей различной ширины).

Доктор юридических наук, профессор, сотрудник Центра сравнительного правоведения Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне А.А. Тедеев в своём выступлении проанализировал институциональные и правовые проблемы, связанные с цифровизацией, прежде всего, сферы государственного управления. Он подчеркнул, что цифровизация стимулирует качественные перемены в институтах управления, а потому в новых условиях может быть на новом уровне востребован опыт СССР и КНР. В первую очередь речь идёт о тенденциях на сближение ветвей власти, усиление централизации управления и философии коллективизма в новой цифровой реальности. То, что оказалось не слишком успешно реализованным в "аналоговом" виде, может быть актуальным и востребованным в цифровом мире.

Ведущие научные сотрудники ИДИ ФНИСЦ РАН А.А. Яник и С.М. Попова представили научный доклад на тему "Цифровая повестка ЕАЭС: состояние и перспективы" (смотреть доклад) с результатами экспертизы (аудита) реализации ключевых проектов в рамках развития цифрового измерения евразийской интеграции по состоянию на текущий момент. Было отмечено, что, несмотря на очевидные социально-экономические выгоды от согласованного цифрового перехода для всех государств-членов ЕАЭС, реальный старт цифровой интеграции стал стресс-тестом для проверки уровня доверия между странами-участницами и устойчивости сложившихся балансов интересов. Основной вывод: темпы цифровой интеграции в рамках ЕАЭС замедляются, тогда как на суверенном национальном уровне – "внутри" каждого государства цифровая трансформация ускоряется. Причины – нерешённость вопросов гарантий национального "цифрового суверенитета", разница в уровне развития экономик и технологий, невысокий уровень доверия. А.А. Яник отметил, что для развития "цифрового измерения" ЕАЭС была выбрана модель "цифровых радикальных реформ". Быстрых перемен не получилось из-за форс-мажорных обстоятельств - пандемии COVID-19, внутриполитических кризисов в ряде государств, военных действий. В результате государства были вынуждены объективно заниматься внутренними проблемами, а не общеевразийской цифровой интеграцией. По мнению докладчиков, стимулы для ускорения процессов цифровой интеграции необходимо искать за пределами собственно технологий и проектного менеджмента. Речь идёт о политико-правовых механизмах, позволяющих укрепить уровень доверия между государствами-членами ЕАЭС и обеспечить равноправный диалог.

Заместитель директора Научно-исследовательского института Современной Азии, младший научный сотрудник ИДИ ФНИСЦ РАН Р.А. Балданова представила участникам семинара научный доклад на тему "Перспективы осуществления миграционного контроля КНР с помощью технологических инноваций". Одним из примечательных явлений в китайском опыте организации государственного цифрового контроля в сфере миграции является вовлечение широких масс населения в эту работу. В частности, органы власти КНР привлекают китайских граждан в кампанию по противодействию "трём нелегальностям" (三非, сань фэй) (нелегальная миграция, незарегистрированное проживание и незаконное трудоустройство), поощряя их денежным вознаграждением. Участие населения в контроле за мигрантами в сочетании с использованием властями системы видеослежения с единой базой данных и анализом всех действий, осуществляемых через мобильные приложения, резко повысили выявляемость нелегальной иммиграции в КНР. Р.А. Балданова проанализировала ряд противоречий в миграционной политике КНР. По её мнению, отсутствие чёткого разграничения полномочий между центральными органами власти и органами власти провинций Китая приводит к дисбалансу интересов центра и провинций. В этой связи необходима чёткая систематизация подходов управления миграционными процессами, а не ситуативная политика, реагирующая на возникающие трудности.

Научный сотрудник ИДИ ФНИСЦ РАН, кандидат географических наук Н.Ю. Микрюков в своём докладе на тему "Цифровизация евразийского экономического пространства: риски и последствия" (смотреть доклад) детально остановился на анализе рисков и угроз для суверенитета государств и суверенитета личности, которые несёт цифровая трансформация всех сторон жизни.

Сотрудник Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне, кандидат политических наук Чжан Чжань, дискутируя с докладчиками, высказывавшими опасения, что цифровая интеграция может обернуться цифровым "поглощением" со стороны технологически развитых стран, обратил внимание на современные технологии блокчейна. По его мнению, с распространением блокчейна растут тенденции децентрализации, ресурсы и процессы разделяются между разными центрами. Чжан Чжань также отметил новые возможности сотрудничества России и КНР, которые несёт цифровизация. В частности, торговля с использованием цифрового рубля или цифрового юаня, а не через банки США, укрепляет независимость экономик и снижает риски цифровой централизации.

Ведущий научный сотрудник ИСПИ ФНИСЦ РАН, кандидат социологических наук, доцент И.А. Селезнёв отметил актуальность проблематики семинара и необходимость объединения усилий исследователей в разработке рекомендаций по стимулированию цифровой интеграции ЕАЭС.

В работе международного семинара также приняли участие ведущий научный сотрудник ИДИ ФНИСЦ РАН, кандидат исторических наук С.Б. Макеева, младший научный сотрудник ИДИ ФНИСЦ РАН В.А. Медведь, студенты ВШГА МГУ им. М.В. Ломоносова.