18 мая 2021 г.

Миграционная политика ЕС и миграционные процессы в условиях пандемии COVID-19


Информационное письмо

18 мая в Институте демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН прошёл совместный научный семинар Отдела демографической безопасности и моделирования демографических процессов и Лаборатории международных исследований на тему "Миграционная политика ЕС и миграционные процессы в условиях пандемии COVID-19". На семинаре был представлен доклад ведущего научного сотрудника ИДИ ФНИСЦ РАН, профессора Центрально-Европейского университета (Будапешт – Вена), кандидата географических наук И.Н. Молодиковой.

Докладчик рассказала о современных особенностях миграционных процессов в странах ЕС и тех изменениях в миграционной политике, которые произошли в период пандемии COVID-19.

Пандемия COVID-19 застала страны ЕС, как и всё мировое сообщество, врасплох. К моменту начала пандемии, по данным Евростата, на 446.8 млн человек, проживавших в ЕС-27, на 1 января 2019 г. приходились 21.8 млн мигрантов (4.9 %). Кроме того, 2.4 млн мигрантов из третьих стран въезжали в ЕС на работу ежегодно (2018 г.). И ежегодно около 670 тыс. мигрантов получали гражданство стран ЕС (2018 г.). Число неавторизованных мигрантов в ЕС по состоянию на 2018 г. оценивалось от 3 до 5 млн чел. Особенное беспокойство ЕС вызывает стабильно высокий и плохо контролируемый поток беженцев и ищущих убежище из развивающихся стран. В 2014-2019 гг. убежище или временную защиту получили в странах ЕС более 2 млн человек. Не случайно в тройке самых важных проблем, существовавших в ЕС на тот момент, были названы миграция, терроризм и социально-экономические проблемы.

Как же повлияла пандемия на страны ЕС? Все страны ЕС, по существу, начали предпринимать меры по контролю пандемии несогласованно и фактически парализовали мобильность рынка труда ЕС.

В настоящее время мы можем выделить несколько основных направлений политики стран ЕС в области миграции и безопасности в условиях COVID-19:
• Восстановление пограничного контроля внутри ЕС.
• Замораживание миграций внутри ЕС, за его пределы и из-за пределов.
• Изменения процедуры в выдаче виз и документов.
• Изменения в процедуре и системе обработки данных и аппликаций ищущих убежище, системы возвращения ищущих убежище (принятие Пакта по миграции и убежищу в сентябре 2020 г.).
• Изменения в системе охраны границ и категоризация всех стран в связи с эпидемиологической обстановкой.
• Принятие пятилетнего плана Интеграции на 2021-2025 годы (декабрь 2020 г.).
• Меры по поддержке образовательной мобильности.

По законодательству ЕС в случае потери работы мигранты должны были покинуть страну пребывания. Большинство стран ЕС по рекомендации Еврокомиссии продлили возможность пребывания мигрантов на своей территории и возможность нахождения другой работы. Невозможность получения визовой поддержки и продления документов на проживание была решена разными странами по-разному. Например, в Эстонии, Норвегии, Финляндии, хотя и принимали заявления и документы, но сами разрешения не выдавали ("Policy Framework for Responding to the COVID-19 Crisis", ILO Policy Brief on COVID-19, 2020).

В Германии компетентные органы могли использовать на своё усмотрение решение не сокращать срок действия вида на жительство в случаях, когда граждане третьих стран теряли работу из-за COVID-19. В Финляндии власти оценивали, имело ли лицо, подавшее заявление о продлении разрешения, достаточные средства поддержки. Если новый трудовой договор был маловероятным из-за кризиса COVID-19, то продление вида на жительство было также маловероятным. Италия в мае 2020 г. приняла программу регуляризации, потенциально способную легализовать несколько сотен тысяч людей, не имеющих документов: сельскохозяйственных рабочих и домашних работников и лиц, осуществляющих уход дома. Португалия предоставила мигрантам доступ к медицинским услугам. Правительство Швеции упростило получение видов на жительство для несовершеннолетних детей без сопровождения. Великобритания с 31 марта 2020 г. докторам, медсестрам, другому медперсоналу и их семьям, особенно занятым в борьбе с пандемией, дала автоматическое продление документов на 1 год. Германия, Финляндия, Италия предоставили для сельскохозяйственных рабочих специальные разрешения на въезд. Австрия для сиделок и социальных работников из Румынии готовила специальные разрешения и транспорт (поезд Вена – Бухарест). Упростили на время доступ к убежищу такие страны, как Бельгия, Чехия, Финляндия, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Швейцария и Великобритания.

Однако раскол в видении и применении миграционной политики между странами ЕС, начавшийся ещё во время миграционного кризиса 2015 г., продолжается и по поводу преодоления последствий COVID-19. Страны "догоняющего развития ЕС" или периферийного капитализма (Вышеградская группа 4) плюс Австрия и Южная Европа активно выступают против миграционной политики Брюсселя. Между странами ЕС нет консенсуса и имеются противоречия по системе вакцинации и контроля перемещений внутри ЕС, по новому Пакту по миграции и убежищу (сентябрь 2020 г.), по мерам охраны границ и по использованию финансовых ресурсов на постковидную политику восстановления.

Всемирная туристская организация ООН (ЮНВТО) изложила свои рекомендации по сертификации и характеристикам паспортов вакцины. ЮНВТО считает, что все сертификаты на поездки COVID-19 должны быть "бесплатными, общедоступными и недискриминационными". Двусторонние соглашения между странами должны обеспечить создание и продвижение схемы красного/жёлтого/зелёного списков для стимулирования туризма в рамках параметров положительного прогресса вакцинации. Насколько действия стран ЕС будут солидарными, покажет время.

Доклад И.Н. Молодиковой вызвал неподдельный интерес слушателей, среди которых были аспиранты и молодые учёные ИДИ ФНИСЦ РАН. Активное участие в обсуждении доклада приняли ведущие научные сотрудники ИДИ ФНИСЦ РАН М.Н. Храмова, Р.В. Маньшин и А.С. Лукьянец.