27 мая 2021 г.

Актуальные проблемы правового регулирования миграционных процессов в России и КНР


Инфрмационное письмо (.pdf) (версия от 10.05.2021)

Программа мероприятия (.pdf) (версия от 26.05.2021)

27 мая 2021 г. в онлайн-формате прошёл международный круглый стол "Актуальные проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации и Китайской Народной Республике: социально-политические аспекты", организованный Отделом правового обеспечения социально-демографических процессов Института демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН, Центром сравнительного правоведения Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне (КНР) и Научно-исследовательским институтом современной Азии.

В работе круглого стола активное участие приняли российские и китайские демографы, юристы, политологи, историки, экономисты, социологи. Такой мультидисциплинарный подход позволил получить многомерное, комплексное рассмотрение обсуждаемых проблем.

Модератор круглого стола С.М. Шахрай, председатель Учёного совета, первый проректор, директор Центра сравнительного правоведения Университета "МГУ-ППИ в Шэньчжэне", заведующий Отделом правового обеспечения социально-демографических процессов ИДИ ФНИСЦ РАН, доктор юридических наук, профессор, отметил, что проводимый круглый стол – это только первый шаг и первый вклад в реализацию Меморандума о сотрудничестве, который в марте 2021 г. подписали Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН и Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне.

В своём вступительном слове директор ИДИ ФНИСЦ РАН, член-корреспондент РАН С.В. Рязанцев ознакомил участников круглого стола с основными направлениями деятельности Института и отметил важность международных проектов для решения задач, которые ставят перед учёными глобальные демографические вызовы.

Проректор Университета "МГУ-ППИ в Шэньчжэне", доктор менеджмента Чжу Дэцзян рассказал о заинтересованности города Шэньчжэнь, стремящегося стать лидером мирового инновационного развития, в высококвалифицированных научных кадрах. Он высоко оценил значение Меморандума о сотрудничестве с ИДИ ФНИСЦ РАН, отметив, что несмотря на ограничения в связи с пандемией COVID-19, Меморандум был подписан "в облаке", но этот «виртуальный документ» уже даёт реальные, практические результаты.

Почётный гость круглого стола – проректор Китайского народного университета Ду Пэн, ведущий демограф Китая, директор Института геронтологии Китайского народного университета, доктор юридических наук, профессор, высказал заинтересованность в установлении научных связей с ИДИ ФНИСЦ РАН, указав на важность сотрудничества российских и китайских учёных в поиске ответов на демографические вызовы, стоящие перед нашими странами.

Первая часть круглого стола была посвящена обсуждению проблем, связанных с правовым регулированием всех аспектов миграции научных и преподавательских кадров высшей квалификации. Модератор мероприятия С.М. Шахрай подчеркнул, что эта тема непосредственно связана с его научной и административной деятельностью в качестве первого проректора совместного российско-китайского университета в Шэньчжэне. В процессе создания совместного университета возникало множество юридических и организационных проблем по причине несовпадения российского и китайского законодательства – миграционного, трудового, образовательного. С.М. Шахрай также отметил, что сопряжение двух правовых систем и поиск юридических возможностей в целях решения практических проблем, с которыми сталкиваются «мигранты высшей квалификации», – это очень сложная, но одновременно и творческая работа, которая не только обогащает правовую теорию и практику, но и реально способствует сближению и взаимопониманию двух стран.

Продолжая данную тему, заместитель декана Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор А.А. Тедеев осветил ключевые правовые проблемы, затрудняющие привлечение для работы в России зарубежных специалистов высшей научной квалификации, развитие международной научной коллаборации, участие иностранных учёных в аттестации российских научных кадров.

Докладчик очертил круг практических вопросов, без урегулирования которых невозможно реализовать на практике положения Концепции государственной миграционной политики о создании "благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления Российской Федерации».

Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока (ИДВ) РАН, преподаватель спецкурса "Право Китая", кандидат юридических наук П.В. Торщинский представил доклад "Особенности государственно-правовой политики КНР в сфере привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа" (Смотреть презентацию), в котором показал, что Китай использует "ручное управление" механизмом привлечения зарубежных кадров. Единый закон в сфере привлечения талантов отсутствует, регулирование происходит преимущественно на уровне Государственного совета и местных органов власти и управления, при этом многие документы (как государственные, так и правовые) носят "закрытый" характер.

Старший научный сотрудник Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, кандидат исторических наук Е.В. Гамерман в своём докладе "Трудовые мигранты в посткоронавирусном Китае: шаг вперёд и два назад" указал на двойственность политики КНР в отношении трудовой миграции. С одной стороны, Китай создаёт правовые условия для привлечения трудовых ресурсов, необходимость в которых постоянно растёт. С другой стороны, такие политические факторы, как авторитарный режим, развитие тотального цифрового контроля и разного рода ограничения в связи с пандемией тормозят решение задач в сфере стимулирования трудовой миграции.

Ведущий научный сотрудник ИДИ ФНИСЦ РАН, доцент по Кафедре китаеведения, кандидат исторических наук С.Б. Макеева представила доклад, посвящённый характеристике основных нормативно-правовых актов КНР, регулирующих миграционные процессы в период после начала политики "реформ и открытости" (Смотреть презентацию).

Своеобразным откликом с китайской стороны стало выступление кандидата политических наук, сотрудника Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне Чжан Чжаня, который остановился на историко-правовых аспектах становления миграционного законодательства в КНР.

Профессор Фуданьского университета, доктор юридических наук Ян Синьюй в своём выступлении, прежде всего, указал на важность сотрудничества учёных двух стран в решении задач национального развития.

Переходя ко второй части круглого стола, С.М. Шахрай поделился своим весьма любопытным наблюдением. Когда вместе собираются российские и китайские коллеги, то нередко получается так: русские рассказывают китайцам о том, что делается в Китае, а китайцы рассказывают русским о том, что происходит в России. Как следствие, такого рода встречи становятся способом проверить, а правильно ли мы видим друг друга, правильно ли понимаем наших партнёров? Безусловно, это важно.

Однако, по мнению модератора, было бы полезно добавить ещё одно измерение для полноты дискуссии: ставить некую общую, глобальную проблему и обмениваться опытом, каким образом её решают русские эксперты в России, а китайские коллеги – в Китае.

В рамках такого формата был представлен блок выступлений, которые рассказывают о российском опыте правового регулирования различных актуальных вопросов в сфере миграции. Эти вопросы не являются специфически российскими, а носят характер глобальных вызовов. Соответственно, сформулированные идеи и выводы вносят вклад в решение общих проблем, стоящих перед всеми государствами в сфере регулирования миграции.

Одной из таких общих для всех стран проблем – цифровизации миграционной сферы – был посвящён доклад ведущего научного сотрудника ИДИ ФНИСЦ РАН, кандидата технических наук А.А. Яника (Смотреть презентацию). Докладчик проанализировал текущее состояние и перспективы цифровизации миграционной сферы в России. В частности, он показал, как развивается правовая база и осуществляются практические подходы к решению поставленных задач по цифровой трансформации управления миграцией.

Учёный считает, что ключевыми проблемами являются ведомственная конкуренция, трудности с интеграцией существующих баз данных, реестров и сервисов, а также отсутствие цифровой модели мигранта, который обладает особыми характеристиками, отличающими его от обычного гражданина Российской Федерации. Как отмечалось в докладе, попытки создать "цифровой образ" объекта миграционной политики – это вызов для науки, поскольку необходимо по-новому и весьма детально изучить феномен «человека мигрирующего» как субъекта правовых отношений, как личности со специфическими интересами, потребностями, проблемами, правами и обязанностями.

Также докладчик подчеркнул, что миграция и мигранты – это "принципиально межведомственные" феномены, а потому необходимая координация действий органов государственной власти должна обеспечиваться такими правовыми механизмами, как акты стратегического планирования, важнейшим из которых должна стать Стратегия государственной миграционной политики.

Тему важности "внимания" права к специфическим нуждам, характеристикам и потребностям мигрантов продолжила ведущий научный сотрудник ИДИ ФНИСЦ РАН, кандидат политических наук С.М. Попова. В её докладе "Гендерная чувствительность законодательства Российской Федерации в контексте феминизации миграционных процессов" (Смотреть презентацию) были представлены результаты экспресс-анализа федеральных актов (декабрь 2018 г. – март 2021 г.), который показал, что отечественное законодательство носит в целом гендерно нейтральный характер.

В отличие от международных актов, декларирующих, что женщины нуждаются в самореализации, развитии индивидуальности, свободном выборе профессии и образа жизни, российские документы (за исключением Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 – 2022 гг.) отражают, в основном, специфические биологические особенности женщин, которые определяют их медико-санитарные потребности, а также необходимость в адресной социальной поддержке в связи с рождением детей и уходом за ними.

Открытым остаётся вопрос о том, какая национальная стратегия окажется более эффективной на практике для защиты прав женщин-мигранток – повышать гендерную чувствительность законодательства либо развивать механизмы, обеспечивающие реальные гарантии равенства прав мужчин и женщин и их особых интересов.

Кандидат юридических наук, доцент Кафедры государственного аудита Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова Е.А. Шапкина посвятила своё выступление анализу проблем, возникающих в настоящее время при трудоустройстве молодых иностранных специалистов в России, и представила предложения по их возможному решению с помощью правовых инструментов.

Серию выступлений завершил доклад младшего научного сотрудника ИДИ ФНИСЦ РАН, заместителя директора НИИ Современной Азии Р.А. Балдановой на тему "Социально-политические проблемы африканской миграции на юг Китая". Докладчик наглядно продемонстрировала, каким образом комплексное использование политико-правовых механизмов помогает КНР решать прагматические задачи в ограничении нежелательных, с точки зрения ценности трудовых ресурсов, потоков миграции.

Участники состоявшегося международного круглого стола высоко оценили само мероприятие, а также выразили стремление к углублению научных контактов между российскими и китайскими специалистами по проблемам, представляющим взаимный интерес.